При всей глобальности звучания своего названия, проводившийся во второй раз фестиваль «Музыка мира» оказался довольно камерным мероприятием. Этот фестиваль существует в рамках проекта Skald, и его тема - совместное проживание современной музыки и народных традиций. Ничего сенсационного в ней нет, наоборот, «этнические эксперименты» нынче одно из самых усердно возделываемых направлений.
Аншлага и ажиотажа в зале не наблюдалось, видимо, потому, что среди участников фестиваля не было никакой «редкой птицы», - все заявленные в афише группы регулярно выступают на московских площадках.
Ко всему прочему два коллектива свое выступление отменили, о чем зрителям было подробно доложено в начале концерта. Барабанщик группы Art Ceilidh выиграл путевку не то на Багамские острова, не то на Канарские острова и к моменту начала фестиваля был уже там, а гитарист этой группы предпочел в этот вечер играть на Красной площади. Ввиду всего этого участник Art Ceilidh Михаил Смирнов собрался уже было скромно выступить дуэтом со своим папой Иваном Смирновым (также отдельно обозначенным в программе), но тут выяснилось, что и папа играть не может, потому что устал. У папы было не то три, не то четыре концерта подряд, и в этот субботний вечер Иван Смирнов решил отдохнуть.
Учитывая еще и то, что прибытие Ивана Жука, лидера группы «Наеховичи», было также под вопросом, можно себе представить, что первые минуты фестиваля имели несколько катастрофический оттенок. Собрались было уже звать на помощь виртуоза-балалаечника Алексея Архиповского, но тут Иван Жук все-таки материализовался, и фестиваль наконец был открыт.
Без особого задора «Наеховичи» исполнили несколько композиций из своего еврейско-украинского репертуара. «Наеховичи» были заявлены в качестве «специального гостя» и впечатление производили именно заезжих гостей, заскочивших на минутку. С не меньшим, а то и с большим артистизмом Иван Жук выполнял функции продавца компакт-дисков при входе в зал.
Зато Алексей Архиповский потряс публику своей уникальной техникой игры на балалайке. В его руках этот вроде бы приземленный инструмент обрел совершенно космическое звучание. Границы его выразительных возможностей, казалось, не то что раздвинулись, а просто исчезли. Архиповский вылил на слушателей море музыки - от старинного фольклора и бетховенской «К Элизе» до темы из "Mission: Impossible" . Не умаляя достоинств других участников фестиваля, можно сказать, что именно он оказался «гвоздем» «Музыки мира».
Весьма известная в этно-музыкальных кругах группа «Волга» представила в этот вечер, по выражению вокалистки Анжелы Манукян, медитативную программу, хотя на самом деле она была ближе к зомбированию, чем к медитации. Насыщенный видеоряд усиливал психофизическое воздействие музыки. «Волга» делает по преимуществу электронные обработки древних русских народных песен, и песни эти не то что мрачны, а временами просто кошмарны. В иной раз следует хорошенько подумать, что послушать для «поднятия настроения» - каких-нибудь Skinny Puppy или «Волгу».
Завершило фестиваль выступление «Детей Пикассо», про которое ничего особенного нельзя сказать: оно было, как всегда, на хорошем уровне, разве что к середине сета возникло впечатление, что музыканты в этот раз как-то не очень увлечены исполняемой ими музыкой. Однако сам субботний день, дождливо-рассеянный, располагал к расслабленности, и на этом фоне фестиваль, со всеми его накладками, в конечном итоге выглядел весьма органично.